Стихи: 1.2.3.4.5. 6.7.8.9.10. | . 11. |
После сего. Т. е. после того, как Иоанн имел видение, описанное в 1:10 и в 3:22 включительно. Слова “после сего” не говорят ни о какой хронологической связи между событиями последнего видения и последующего.
Я взглянул. Или же “я увидел”. Иоанн часто употребляет такой оборот речи, чтобы представить новую картину или же важность новых символов (см. Откровение 1:2).
Дверь. Здесь по—видимому имеется ввиду открытое место во вселенной, где находится престол (см. 2 ст., ср. с 5 ст.).
На небе. Не “в небе”, как будто Иоанн стоял в стороне и смотрел в небо. Находясь изнутри неба, он увидел престол Божий, возможно, что это была дверь, которая открывалась над местом, где находился престол вселенной и где было Святое Святых небесного святилища. Теперь внимание Иоанна отвлечённое от положения церкви на земле (3 гл.) было обращено на символическое видение престола Божия на небе. Описание Божьего престола и всех остальных сцен в 4 и 5 главах нужно понимать более символически, чем буквально — так как например в 6 и 5 стихе, мы встречаем Христа, представленного как “Агнца закланного с семью рогами и семью глазами”, но тем не менее живого, что даже Он смог подойти и взять книгу из рук Божиих. Несмотря на то, что такое описание Христа является величайшим символическим образом и следовательно, делаем вывод, что всю эту пророческую картину можно объяснить следующим образом. В описании этой символики пророк поднимается над всеми земными и материальными предметами человеческой жизни и достигает такого уровня умственного и душевного состояния, что в корне отличается от способа выражения нашего буквального языка (см. Иез. 1:10).
Прежний голос. Другими словами “Вот прежний голос, который я уже слышал, подобный как бы звуку трубы, говорящий со мною, сказал... “ Вне всякого сомнения, что это был тот голос, который дал ему первое видение в 1:10 и теперь был готов, чтобы дать ему второе видение.
Взойди сюда. Иоанн получил приглашение смотреть, и его сознание было направлено к небесному.
После сего. Т. е. не обязательно после окончания видения, но с точки зрения того времени, в которое жил Иоанн.
В духе. Это было второе видение, данное Иоанну. Какой промежуток времени прошёл между первым и вторым видением — не известно.
Стоял. Это выражение вполне согласуется с нашими представлениями о положении, занимаемом престолом.
Сидящий. Благоговейная сдержанность Иоанна в описании Правителя вселенной, вероятно основывается на том, чтобы прибегнуть антропоморфическим приёмам и поэтому он просто говорит “Сидящий”, ничего больше не позволяя сказать себе о Его внешнем виде. Он подчёркивает только Его настоящее положение на престоле. Такое описание Отца резко противоположно подробному описанию Сына (Откровение 1:13—16), но Сын также человеческий, как и Божественный и поэтому Он может быть описан в человеческих красках и выражениях. (Антропоморфизм — греческое слово, представление Бога или явлений природы в виде человека, с человеческими качествами, согласно словарю Гавкина).
2 — 3 ст. “На небе радуга окружает трон и находится вокруг головы Христа. Пророк говорит: “В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние вокруг престола (Иез. 1:28). Автор Откровения пишет: “И вот престол стоял на небе и на престоле был Сидящий... и радуга вокруг престола, видом подобна смарагду”. Когда беззаконие людей вызывает суды Божии, тогда Спаситель ходатайствует за них перед Отцом, указывает на радугу в облаках вокруг престола и над Его головой, как на знамение Божией милости к кающемуся грешнику” (
И сей Сидящий. И вновь мы сталкиваемся только с описанием занимаемого Им положения (см. 2 ст.).
Яспис. Согласно описанию древнего натуралиста Плиния — это прозрачный камень. Иоанн часто прибегает за помощью к драгоценным камням для описания ярких сверкающих цветов, потому, что солнечное отражение от таких камней производит самые ярчайшие краски когда-либо представлявшихся человеку... В данном случае, вероятно яспис представляет собой яркий, ослепительный свет и подчёркивает желание пророка видеть его сияние и блеск, нежели цвет.
Сардис. Драгоценный камень с преобладанием отлива красного цвета. Плиний отмечает, что этот камень впервые был найден в Сардисе и поэтому и этот город был назван по имени найденного там камня. В данном случае это выражение говорит о ярком, красном цвете.
Радуга. ср. видение пророка Иезекииля о престоле Божием (Иез. 1:26—28).
Подобная смарагду. Т. е. зелёного цвета. Яркое сияние, исходящее от престола Божия смягчалось мягким зелёным цветом обрамляющей Его радуги. Эта радуга символизирует собой сочетание справедливости и милости, что и указывает на характер Божий.
3 — ст. “Радуга обетования, окружающая трон является вечным свидетелем того, что “Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную”. , она свидетельствует миру о том, что Бог никогда не оставит Свой народ в борьбе со злом. Это является для нас уверением в том, что пока стоит престол, мы всегда обеспечены силой и убеждением” (
“Бог не признаёт никакого различия в национальности, расе или касте. Он — Творец всего человечества. По своему происхождению и искуплению все люди принадлежат к одной семье. Христос пришёл, чтобы разрушить всякую стену разделения, устранить всякую преграду во дворах храма, чтобы таким путём каждая душа имела свободный доступ к Богу. Его любовь настолько широка, глубока и полна, что она проникает повсюду. Она освобождает от сатанинского рабства тех, кто был обманут им и возносит их к престолу Божьему, окружённому радугой обетования. Во Христе нет ни иудея, ни грека, ни свободного, ни раба” (
“Каждый работник должен сконцентрировать всю свою энергию и силы для самой высочайшей цели в служении, а именно — спасать людей от сетей сатаны и привлечь их к Богу, создавая таким путём цепь их зависимости через Христа, прикреплённую к престолу, окружённому радугой обетования” (
“Мои дорогие братья и сёстры! Просите Святого Духа. За каждым обетованием данным Богом стоит Он — наш Отец. С Библией в руках скажите: “Я сделал так, как Ты сказал. Я представляю Твои обетования: “Просите и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите и отворят”. Христос говорит: “Что только пожелаете, молитесь и верьте, что получите”, “Что попросите во имя Моё, Я сделаю, чтобы Отец прославился в Сыне” (Мф. 7:7. Мк. 11:24. Ин. 14:13). Радуга вокруг престола является заверением того, что Бог говорит правду, что в Нём нет колебаний, ни тени перемены. Мы согрешаем против Него и не достойны Его милости, но Он Сам вкладывает в наши уста одно из самых прекраснейших молений: “Не отринь нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей; вспомни, не разрушай завета Твоего с нами” (Иер. 14:21). Он поклялся Собой, что услышит наш вопль, когда мы придём к Нему, исповедывая наши недостатки и грех. Честь Его престола стоит на исполнении Его слова о нас” (
Престолы. На 24 престолах, окружая престол Божий, сидят 24 старца.
24 старца. Эта картина напоминает 23 ст. из 24 главы книги Исаии: “... Господь Саваоф воцарился... пред старейшинами Его будет слава”. То обстоятельство, что старцы, облечённые в белые одежды, символизирующие собой праведность (см. Откровение 3:4), и имеющие на голове венцы (эмблему победы см. Откровение 2:10) заставляет думать, что они представляют собой искупленных. Согласно некоторым комментариям, описание небесного престола в 4 и 5 главах относится ко времени перед тем, как произойдут события символическим образом представленные в семи печатях. На этом основании, если 24 старца — это люди, так тогда уже во дни Иоанна они были на небе. Адвентисты убеждены, что это те святые, которые встали из могил во время воскресения Христа (Мф. 27:52, ср. с Еф 4:8), так как уже тогда было известно о воскресших. Но главное воскресение — это событие будущего (1-Фес. 4:16). Конечно, мы не можем утверждать, что присутствие человеческих существ на небе является доказательством того, что воскресение всех искупленных будет предшествовать событиям, описанным в печатях.
Согласно другому толкованию, 24 старца сравниваются с 24 очередями в левитском служении. Подобно тому, как священники служили перед Богом в земном святилище, так и Иоанн видел 24 старца, исполняющих служение в небесном святилище.
И ещё одно предполагаемое мнение:24 старца символизируют собой полноту Израиля (см. Откровение 7:4) — два старца от каждого колена: один из них символизирует собой буквальный Израиль народ Божий до распятия Христа, другой — духовный Израиль, христианскую церковь, народ Божий после распятия Христа. Таким образом, они эти старцы представляют из себя 12 патриархов и 12 апостолов. Такая точка зрения облекает этих представителей в символический характер, вместо того, чтобы понимать их как святых, пребывающих теперь на небе в буквальном смысле этого положения.
И ещё некоторые толкователи понимают, что 24 старца — это ангелы, а не человеческие существа. Основываясь на том, что эти старцы представляют Богу молитвы святых (Откровение 5:8) т. е. совершают работу, которая едва ли может быть поручена людям.
Белые одежды. см. Откровение 3:18.
Венцы. Эмблема победы.
Золотые. Здесь возможно, в значении ценности, как материала.
Молнии и громы, и гласы. Излюбленное выражение Иоанна (см. Откровение 8:5. 11:9. 16:18) употреблённое им, чтобы выделить особенным образом силу и величие (см. Иов 37:4. Пс. 28:3. Иез. 1:1).
Семь огненных светильников. см. Откровение 5:6. Символизирует собой семь духов Божиих, а светильники в главе — символизируют семь церквей (см. 20 ст.). На основании этой символики нужно предположить, что “дверь” (Откровение 4:1) была открыта в первое отделение небесного святилища.
Семь Духов. см. Откровение 1:4.
5 — ст. “Отделения небесного святилища представлены двумя отделениями в святилище на земле. Когда в одном из видений ап. Иоанну было разрешено посмотреть в храм Божий он увидел, как “семь огненных светильников горели пред престолом” (
Море стеклянное. Это описание имеет много общего с видением пр. Иезекииля о престоле Божием, который покоился на “своде” (тверди) (Иез. 1:26). В древние времена стекло ценилось гораздо дороже, чем в наши дни. В данном случае это сравнение говорит о чистом, кристального вида поверхности, на которой стоял престол.
Кристалл. Бесцветный, просвещающийся минерал или “лёд”. Иоанн видит огромное необъятное пространство, отражающее красное и зелёное сияние, исходящее от престола. ср. видение Иезекииля 1:22.
Посреди престола. Возможно, что подобно херувимам из видения пр. Иезекииля (1:22, 26) эти животные были видны и под престолом и вокруг него.
Животное. Буквальный перевод с греческого языка говорит — “животное существо”. Это слово на греческом языке не указывает, что собой представляют эти четыре существа. Тем не менее очень напоминают животных из видения пр. Иезекииля (1:5—26), которых Иезекииль называет херувимами (Иез. 10:20, 22).
Исполненных очей. см. Иез. 1:18. 10:12. Это выражение можно понимать как символ разума и постоянной бдительности небесных существ. В виду того, что в видении Иезекииля мы не встречаем такого выражения. Вполне логично понять эти слова в их еврейском значении. В Ветхом Завете еврейское слово “глаз” девять раз употреблено в смысле “цвет” или “блеск” (Пр 23:3. Иез. 1:4, 16, 22, 27. 8:2. 10:9. Дан. 10:6). Допуская это значение в отношении четырёх живых существ “полных глаз”, Иоанн мог иметь в виду их сверкающий ослепительный вид.
Лев. Каждое из четырёх животных имеет такой же вид, как и животное в видении пр. Иезекииля 1:10, 10:14. Каждое животное существо имело одно тело с четырьмя лицами, расположенными с четырёх сторон, так что каждое из четырёх животных смотрело во все стороны одновременно.
Так как пророк не объясняет эти символы видения, и Писание также ничего не говорит о значении этих лиц, то мы можем только делать соответствующие предположения:
а) Лицо человека — это высший символ Вечного. Лев — символ верховной власти. Телец — также своего рода власть, которая вместе с естественным символом силы сделалась содействующей для человеческого примирения. Орёл эмблема царской власти.
б) Лица — как символ четырёх евангелистов. Эта точка зрения была выдвинута отцами церкви, среди которых Ириней первым выдвинул эту теорию: Лев отождествляется с Матфеем, человек — с Марком, телец и орёл — отождествляются с Лукой и Иоанном. Но такое толкование имеет только воображаемое основание.
в) Согласно древней иудейской традиции эти четыре животных были эмблемами на знамёнах сынов Израилевых, которые несли колена Рувима, Иуды, Ефрема и Дана во время их передвижения по пустыне (Чис. 2:2). Но трудно уловить связь между этими знамёнами и целеустремлённостью видения.
При всякой попытке толкования по вопросу четырёх животных, нужно помнить, что в символическом пророчестве пророк видит изображения настоящими и ненастоящими. Эти изображения могут быть действительными и недействительными. Часто участники пророческого видения имеют внешний вид совершенно не отличающий тем существам или движениям, какие они представляют. Так например, ангел выполняет роль адвентистского народа в видении о разочаровании (Откровение 10:1—11, ср. Откровение 4:6—12). Характерные изображения животных и драконов используются для инсценировки отдельных народов и сверхъестественных сил (см. Дан. 7:18. Откровение 12:3, 17). В одном примере Иисус символически представлен как Агнец с кровоточащей раной, с семью рогами и семью глазами (Откровение 5:6). Конечно, никто даже ни на одно мгновение не допускает себе мысли, что такое описание рисует внешний вид Христа. В видении о втором пришествии, Иисус показан сидящим на белом коне, одетым в окровавленные одежды, и держащим в руке меч. И здесь также видение не ставит своей целью показать настоящий вид Иисуса в величайший момент истории земли (Откровение 19:1—5). Нужно внимательно относиться к тому, чтобы символические пророчества понимать символически, а буквальные — буквально. Однажды, когда Елена Уайт подверглась резкой критике по поводу своих трудов, она писала: “Мои противники высмеяли детское представление о чудесном винограде, растущем на серебряных ветвях и прикреплённых к золотому стволу... Я не утверждаю, что виноград растёт на серебряных ветвях. То, что я видела, то я и писала. Не нужно предполагать, что виноград растёт на серебряных ветвях или золотом стволе, но всё это выглядело очень прекрасно и изумительно” (Е.Г. Уайт Рукопись 4 1883 г.).
При толковании символических пророчеств очень важно позволить Духу давшего его провести Его отождествление. Где отсутствует такое отождествление, там занимают первое место догадки и предположения. Догматизм здесь недопустим. (Догматизм — греческое слово. Принятие какого—либо положения за неоспоримое. По словарю Гавкина). Так, например, в притчах различные символические образы имеют и различную степень значения и важности. Притча не может быть понята буквально. Это же самое можно сказать и о символическом пророчестве. Не все детали в пророческой картине в одинаковой степени важны. Некоторые черты просто только рисуют перед нами фон, на котором развёртываются главные события. Что касается притчей, мы должны найти и понять главную цель видения и какими штрихами изображена Божественная истина в этой картине.
Эти “животные” представляют из себя небесных существ. Не следует думать, что Богу служат четвероногие и четырехкрылые существа. Дух пророчества делает следующий вывод: Такая форма изображения была избрана с той целью, чтобы символически представить небесных вестников во всей их полноте служения, способностей и приспособляемости.
Шесть крыльев. Херувимы в видении Иезекииля имели по четыре крыла (Иез. 1:16. 10:21), а серафимы в видении Исаии — по шесть (Ис. 6:2). Крылья указывают на ту быстроту, с какой небесные существа выполняют данные и поручения (ср. с Евр. 1:4).
Исполнены очей. см. 6 ст.
Не имеют покоя. Люди обычно днём работают, а ночью отдыхают. Но “Тот, Кто хранит Израиль не дремлет и не спит” (Пс. 120:4). Божественная сила, управляющая вселенной, никогда не прекращает Своей деятельности.
Днём и ночью. Ночь приносит перерыв человеческой деятельности, на небесные существа никогда не перестают приносить хвалу Богу.
Свят, свят, свят... Тот же возглас, какой мы встречаем в описании видения Исаии (Ис. 6:3). Не никакого веского основания полагать это тройное восклицание хвалы, как подчёркивающее тройственность лиц Божества. Так как эти восклицания обращены к престолу Отца. Второе и третье лицо Божества представлены здесь другими символами (Откровение 4:5. 5:6).
Господь Бог Вседержитель. см. Откровение 1:8.
Был, есть и грядет. см. Откровение 1:4.
8 — ст. “Человек получающий прощение не сможет молчать о величии Иисуса. Такие люди будут постоянно говорить о Его славе и рассказывать о Его силе. И благословения Божии будут покоиться на них. Как часто бы не повторяли они историю своего обращения, всякий раз этим повторением будет прославлен Бог. Ангел показал мне тех, кто не переставал днём и ночью говорить: “Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель”. “Это повторение постоянно, — сказал ангел, — но Бог прославляется этим”. Хотя мы можем и неоднократно повторять одно и то же, но это прославляет Бога и говорит о том, что мы не забываем о Его доброте и милостях, оказанных нам” (
“С каждой стороны облачной колесницы были крылья, а внизу живые колёса, и когда колесница подымалась вверх, колёса говорили: “Свят”, и крылья при своём движении повторяли: “Свят, свят, свят Господь Всемогущий”. И святые, находящиеся в колеснице говорили: “Свят, алиллуия!” И колесница подымалась всё выше и выше к святому граду” (
И когда животные. см. 6 ст. И хвала является как бы подхваченным гимном, начатым небесными существами, находящимися вблизи Бога.
Благодарение. Небесные существа, также как и люди должны воздавать свои благодарения Богу, ибо Он дал им жизнь и они всем обязаны Ему.
Сидящему. см. 2 ст.
Живущему во веки веков. Бог является источником всей жизни и так, как Он “живёт во веки”, это является основанием Его никогда не прекращающейся заботе о природе (см. Иоанн 1:4. Откровение 4:8).
24 старца. см. 4 ст.
Сидящий. см. 2 ст.
Живущий во веки. см. 9 ст.
Полагают венцы свои. см. 4 ст.
10 — ст. “Тогда всё небесное воинство окружило величественного Повелителя и в глубочайшем благоговении склонилось пред Ним и повергли свои сверкающие венцы к Его ногам” (
“Я видела, как искупленные падая на колени бросали свои блестящие венцы к ногам Иисуса, и тогда Его любящая рука подняла их, они касались пальцами своих золотых арф и всё небо наполнилось прекраснейшей музыкой и гимнами во славу Агнца” (
“Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много, а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы вы были где Я”.
Как долго мы ожидаем возвращения нашего Господа! Но никто не должен утратить надежды в это обетование. Скоро мы уже будем в нашем обещанном доме. И там Иисус поведёт нас к живым потокам ведущим от престола Божия, и там Он объяснит нам те тяжёлые обстоятельства, в каких мы были на земле и как Его руки вели нас, чтобы усовершенствовать наш характер. Там мы увидим немеркнущую красоту возвращённого Едема. И бросая свои венцы к ногам Иисуса, которые Он возложит на наши головы и прикасаясь к золотым арфам, мы наполним всё небо хвалой Сидящему на престоле” (
Достоин. Бог достоин принять хвалу от Своего творения, потому что Он дал им жизнь и всё, чем они обладают. Он сделал их тем, чем они есть.
Господи. Содержание текста склоняет к тому, чтобы сказать: “Наш Господь и Бог”. Если придерживаться того мнения, что 24 старца — это люди, то употреблённое здесь выражение “Господь” этими старцами, а не четырьмя животными имеет своё определённое значение, так как греческое слово “Господь” является копией того же слова по—еврейски. Иегова — Божественное имя, под которым Бог открыл Себя Своему народу (см. Исх. 6:2, 3). Такое имя особенно подходит для принесения Богу хвалы со стороны людей.
Всё по Твоей воле существует. Богу угодно было вызвать вселенную к бытию и дать жизнь всему её творению. Он видел, что это было хорошо. Ничего приятного Он не находил со Своей точки зрения быть одному в пустынной вселенной. Он желал, чтобы вся вселенная была населена разумными существами, способными оценить и отразить в своей жизни Его безграничную любовь и совершенство характера. С этой целью Он и сотворил их.
Существует и сотворено. Текстуальная очевидность требует того, чтобы в следующем виде прочесть эти слова: “Всё существует и было сотворено”. Выражением “всё существует” Иоанн подчёркивает существование вселенной после того, как Бог её сотворил. Бог всё сотворил и Его рука поддерживает всё сотворенное Им (см. Кол. 1:17).
Другие комментарии на книгу Откровение | ||
Содержание | На главную страницу | Библия |